Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698) 
 
 
17 ноября 2018, суббота, 17:52

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. 30(9883), 01/08/2018

Тайна двойного образа

Работающие с музейными древностями сотрудники и реставраторы Псковского музея, углубляясь в изучение того или иного события, или предмета и узнавая о нем новое, нередко делают открытия. Такая уж у них работа - приоткрывать тайны прошлого и вносить в историю новые штрихи, оживлять хрестоматийные истины правдой жизни. Но настоящие сенсации случаются нечасто, и о них сразу хочется кричать на весь мир. Как, например, о коллекции монет (предположительно - купца Плюшкина), найденной пару лет назад.

Тем интереснее в глазах псковичей должна стать сенсация припрятанная, прибереженная к празднику и, наконец, обнародованная. Словом – внимание! С Ольгина дня в Псковском музее-заповеднике открыта выставка одной иконы «Святая Равноапостольная княгиня Ольга» - два столетия, два образа». Странное раздвоение в названии выставки одной (!) иконы – и есть её тайна, о которой на открытии выставки в Поганкиных палатах рассказал собравшимся художник - реставратор отдела реставрации музея Михаил Владыкин.

Благодаря его стараниям в ходе реставрации с иконы счищен слой потемневшей олифы, относящейся к поновлению образа святой в XIX в., и на иконе открыт второй образ святой равноапостольной княгини Ольги - авторское изображение предположительно второй половины XVIII в. Икона конца XVIII – середины XIX веков в процессе реставрации проявила существование второго, авторского изображения. Глубокое изучение памятника с помощью рентгена и фотографирования в инфракрасном излучении нашим музейщикам не доступны, реставраторы работали на свой страх и риск, и, удостоверившись на небольшом контрольном участке, что нижнее изображение не только существует, но и неплохо сохранилось, решились на большее. Справа за более поздним изображением святой равноапостольной княгини был раскрыт поклонный крест, а слева под облаком и изображением Троицкого собора угадывались очертания фигуры, которая в раскрытии оказалась той же святой Ольгой, выполненной в той же реалистической, живоподобной манере письма. Ольга облачена в княжеские одежды, на которые накинута горностаевая мантия, голова покрыта белым платом и водружена царская корона. Предположительно, временной разрыв между двумя образами – порядка семидесяти лет.

В авторском изображении раннего образа реставраторы отметили некую натуралистичность, не свойственную традиционной иконописи: у Ольги прорисованы реснички. Нижняя часть первой иконы хранит следы от свечных ожогов. И это дает одно из предположений по поводу переписывания образа: возможно, настоятель храма просто пожелал обновить потемневшую икону. Художник переписал образ в соответствии с современной модой и представлением о княжеских – императорских регалиях в соответствии с европейскими представлениями середины XIX века, и им, возможно, были получены соответствующие указания и на счет портретных штрихов лика святой, и изменения иконографии. Если на ранней картине святая взирала на небо, на лик Спасителя либо Троицы (предположение пока не проверено), на последующем изображении взор Ольги устремлен на Троицкий собор. Старший научный сотрудник музея-заповедника, кандидат исторических наук Анатолий Александров, посвятивший многие годы исследований историографии святой равноапостольной княгини Ольги, напомнил собравшимся о неразгаданных загадках жизни святой – начиная с варяжского происхождения жившей близ Выбут Ольги, до возраста крещения. Есть основания предполагать, что крестилась Ольга не в Константинополе в 956 или 944 году, но много раньше – около 920 года, и долгое время пребывала в своей стране тайной христианкой. В историю вошла изощренная жестокость княгини в расправе над убийцами ее мужа и несравненная мудрость в государственных делах, признаваемая всеми современниками, святость, признанная практически сразу после смерти и равноапостольный чин в почитании с середины XVI века.

Икона «Великая княгиня Ольга Российская» относится к довоенной коллекции Псковского музея. В годы Великой Отечественной войны она была вывезена в Германию, но благодаря изысканиям и настойчивости научных сотрудников музея была возвращена в родной город. Презентация иконы «Святая Равноапостольная княгиня Ольга» - два столетия, два образа» продолжает проект «Новые открытия псковских реставраторов» .

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото сайта (предоставлено музеем)

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта