Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698)  №50 (9697)  №49 (9696)  №48 (9695)  №47 (9694) 
 
 
22 октября 2018, понедельник, 13:49

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №34 (9887), 29/08/2018

Тана-Марха моей души

Год назад на Дне города родилась новая традиция - фестиваль «Этно-Мода-Псков». Во второй раз он тоже прошел на «ура!», модное дефиле и фольклорные мотивы привлекли сотни прекрасных псковитянок с сопровождающими (а куда же им деваться?), спровоцировали бум интереса к традиционной одежде в народных традициях и особенно вдохновили рукодельниц.

 Сегодня мы встречаемся с одной из них, которая и каноны костюма знает, и рассказать-показать-пошить умеет, и, главное, является выдумщицей, идеологом и организатором фестиваля «Этно-Мода-Псков» - с Аленой Ивановой. В обычной жизни Алена - руководитель студии дизайна «Русский современный костюм».

Алена родом из Хакасии, из небольшого поселка Верхний Имек в верховьях Енисея. Говорит, что в большой семье ее родителей было много художников, вышивальщиц, ткачих, и очень ценилось все сделанное руками - ремесло. Два из трех высших образований мастерицы связаны с дизайном костюма. Серьезное увлечение и научные исследования посвящает сбору информации о народных костюмах малых народностей Сибири. Поясняет, что в этой сфере слишком мало сохранилось информации, никто тему глубоко не изучал, а сохранить очень важно, так что если удается что-то собрать по крупицам из разных источников - уже успех.

А из собственных коллекций мотивам родного края посвящена любимая «Тана Марха - большая перламутровая пуговица моей души». Мы идем к висящим костюмам, и Алена показывает стилизации этой самой сакральной хакасской пуговицы, надеваемой ребенку от рождения в качестве главного оберега. И пусть крой авангардный, яркий, и чуть секси, но пуговицы в энергетически важных местах - не просто украшения, но - защита. Настоящий народный костюм надо уметь прочитать, тут дилетанту не справиться, дизайнер раскрывает смыслы. Этот вот костюм означает птицу и покроен соответственно - спинка с хвостиком, крылья, а вот защитную функцию выполняют вышитое изображение и подвески-зубы на спине. Материалы исключительно натуральные - лен, хлопок, кожа, стачные швы расположены в непривычных местах, удалены от лимфотоков и тщательно скрыты, и это тоже очень важно. А в целом нарядно и вполне уместно, можно представить на улицах современного Пскова. Более того, это в тренде.

-    Алена, вам тоже кажется, что популярность этнических мотивов в одежде сегодня не ограничивается ролевиками и исполнителями фольклора, а активно выплескивается на улицы?

-    Думаю, это очевидно. Женщины, дети, даже мужчины порой обращаются с просьбой не просто о народной рубахе, но о правильно пошитой, крестом. Значит, что-то слышали об основах кроя, интересовались философией одежды. Собственно, ради этого и придуман наш фестиваль. Хотелось бы разбудить в людях интерес к изучению истоков народной культуры, пониманию национальной самоидентичности и развитию традиций.

В этом году к нам на фестиваль «Этно-Мода-Псков» приехали дизайнеры из разных уголков страны и ближнего зарубежья, привезли невероятно интересные концептуальные работы. Возглавлявший жюри директор Московского института дизайна и рекламы Андрей Сафинин даже сам не удержался, прямо с подиума купил себе дизайнерскую рубашку Надежды Касаткиной (Удмуртия). К слову, молодой дизайнер для многих стала открытием и получила гран-при фестиваля. Несомненным плюсом ее коллекции стала именно носибельность, естественность для каждого дня.

-    А чем лично вас порадовал фестиваль? Как оцениваете — получилось?

-    Я думаю, и второй фестиваль - это пока только проба формата, наработка традиции. Пока мы плотно срастаемся по духу с Городом мастеров - выставкой ремесел. Удивительный интерес псковичей к семинарам экспертов, в частности - Андрея Сафинина, выявляет, сколько у нас потенциальных участников и разных талантов.

Жаль, что не случился визит фольклориста-собирателя Сергея Глебушкина, зато он передал нам для показа бесценные наряды из своей коллекции - сарафанные комплексы XIX-начала XX веков семи губерний. Это подлинные костюмы, и они, безусловно, были интересны и современным авторам, и даже экспертам фестиваля. Приехало меньше делегаций, чем ожидалось, всего пятнадцать, из разных уголков нашей страны и Белоруссии. Интересную народную коллекцию с мехом продемонстрировала псковский мастер Светлана Шумейко. В представлении ее коллекции приняла участие и наша знаменитая колясочница Вера Курбанова - активистка, спортсменка и просто красавица.

В целом, фестиваль этого года логично рассматривать как репетицию Ганзы-2019. Думаю, у нас все получилось насыщенно, красиво и празднично. Погода, правда, для показов оказалась тяжелой - невыносимая жара плохо сочетается с закрытыми многослойными нарядами, так что ко второму дню ряды участников чуть поредели. Фольклорный коллектив «Карамышевские балагуры», например, приехал в уже измененном составе. Но выступили так, и костюм «Дымковскую игрушку» преподнесли, что заняли в номинации первое место.

-    Но и вы этот раз представляли коллекцию костюмов для творческого коллектива, в которой выступал «Сказ».

- Они не рассматривались как участники конкурса. Но могу похвастаться, что ребята выступали в этих костюмах на Ганзейских днях в Ростоке и смотрелись там замечательно. Без фольклорных коллективов «Этно-Моду» представить трудно, они создают особое настроение и колорит. Мне даже хотелось бы на будущее, чтобы приезжающие на показ коллективы могли не только пару-тройку народных песен исполнить, но и предложить нечто большее, в свободном формате. Например, обряд: свадьбы, праздники рождения ребенка или сбора хлебов... Такое театрализованное выступление и шоу разнообразит, и зрителей всячески порадует, и покажет, что народный костюм - это не просто нарядно и исторично, но еще - красиво, удобно и практично. А то ведь до сих пор слышу сомнения: мол, этника - хорошо, а в лес за грибами все равно в джинсах.

-    А разве это не так?

-    Конечно, нет. Сегодня очень много говорится и пишется об энергосберегающей сути одежды, это очень интересное направление изучения опыта предков. Да вы сами попробуйте надеть сарафан до пят и выйти в нем куда-нибудь в поле. Сразу почувствуете, как наполняетесь энергией, поздоровеете и повеселеете стопроцентно. Юбка-колокол аккумулирует и дарит вам энергию земли. Важно использовать натуральные ткани - лен, хлопок, шелк. Не случайно у многих участников и коллекции посвящены природным элементам. У Надежды Касаткиной, к примеру, была коллекция «Источник и земляника», символизирующая дружбу и взаимопроникновение русского и удмуртского народов. Одна из личных любимых коллекций - «Подснежники». Кажется, очень нежная и вполне практичная. В стилизации можно играть мотивами, простор фантазии безграничен, это благодатная нива для разных видов творчества, но главное в народной одежде то, что она дает здоровье и силу, в ней хорошо и комфортно жить.

-    И как планируете ее продвигать?

-    Энтузиазмом единомышленников. При Доме ремесел открывается этно-культурное сообщество «Костюм, ремесло, аксессуары», а с этой осени начнет работать Школа дизайна и ремесел.

Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru.

Фото из коллекции Алены ИВАНОВОЙ.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта