Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698) 
 
 
17 ноября 2018, суббота, 17:53

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №37 (9890), 19/09/2018

Вязальщицы, объединяйтесь!

Фестиваль уличного вязания прошёл в музее-усадьбе народа сето в деревне Сигово Печорского района. Он был приурочен к Европейским дням наследия, организованным в России в рамках Европейского года культурного наследия под девизом «Искусство делиться».

Ярнбомбинг или вязаное граффити, как вид уличного искусства, доселе Псковщине был неведом. А тут в одночасье к нам ворвалась милая и добрая европейская традиция украшать деревья, элементы архитектуры, памятники, технику. Одной из её целей служит пропаганда вязания как элемента старинных семейных ценностей. Естественно, необычное мероприятие, впервые проходившее в Псковской области, вызвало большой интерес у рукодельниц. Как ни странно, но искусство ручного вязания во все времена было и остаётся в моде, несмотря на все её капризы и научнотехнический прогресс.

ИЗ ВЕКА В ВЕК

Печорская земля, а конкретно территория проживания народности сето, на протяжении многих веков считается в России и Европе краем варежек и носков. Поэтому фестиваль уличного вязания непременно решили провести здесь.

День выдался погожий, поэтому рукодельницы расположились прямо в саду - в тени старых яблонь. Разложили на столе пряжу, крючки, спицы и принялись обвязывать арт-объекты - спелые, ароматные краснобокие яблоки, сливы, стволы деревьев. Работа за разговорами спорилась. Опытные рукодельницы объясняли начинающим коллегам азы техники вязания, нюансы пряжи, спиц разного размера, подбора состава ниток, выбора орнамента и цветовой гаммы.

-    Я вяжу с пятого класса. Родители жили в одной деревне с моей бабушкой, у которой я любила гостить. Она занималась рукоделием, - рассказывала о себе начальник отдела музея-усадьбы народа сето в Сигово Малле Богачева. - Вязала вечерами, после того, как накормит и обрядит скотину, справит все дела по дому. Вязала и в поле, когда пасла скот. За этим занятиям бабушка рассказывала мне сказки. Она и односельчане вязали спицами носки и варежки, крючком -скатерти на стол, концы на полотенца. Шерсть была от своих овец. Из неё делали нитки, которые красили в чёрный, бордовый, зелёный, синий цвета синтетическими красителями. Использовали и природные, например, отвар душицы со зверобоем давал насыщенный цвет кофе с молоком. Вязали для себя, городской родни, на продажу.

ВСЁ ВО МНЕ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ


Малле Богачева за сезон может связать около ста пар варежек. Примерно по три пары за два дня. Для этого использует днём любую свободную минутку и вечера. Вначале она вязала простенькие узоры, которые сама придумывала. Потом те, что где-то приметила, переделывая их «под себя». Когда набила руку, стала использовать бабушкины узоры.

Жительница деревни Сигово Альбина Лебедева вяжет около пяти лет - с тех пор, как переехала сюда на жительство.

-    Когда я увидела местные варежки, что-то перевернулось во мне. Мне тоже захотелось быть сопричастной к этой красоте, - пояснила Альбина. - Обидно, что эти замечательные вещи, сделанные со всей душой и любовью, можно увидеть только в этой местности. И не всегда их можно купить. Я стараюсь продвигать продукцию мастериц в больших городах. Варежки качественной, плотной ручной вязки очень популярны среди молодёжи. В частности, связанные мастерицами народности сето. Их рисунки в тренде, ведь они гармонично соединяют в себе цвет и орнамент. Горожане смело включают в свой гардероб варежки, которые великолепно сочетаются и с одеждой спортивного стиля, и с классическими пальто.

Анна Глушко из деревни Олохово прежде шила повседневную одежду, теперь захотела научиться вязать крючком коврики из обрезков ткани, а потом перейти к лоскутному шитью.

-    Коврики, как деревенская утварь и элемент интерьера, придающий уют дому, всегда найдут себе применение, - поясняет Аня. - Их можно постелить на пол, лавочку. Они весьма практичные - немаркие, износостойкие. Техника их вязания не слишком сложная, но осваивать её лучше всего с конкретной мастерицей, а не с помощью Интернета. Тем более, я визуально и тактильно лучше запоминаю.

ДИЗАЙН... ВАРЕЖЕК

По словам мастериц, они используют для украшения собственные орнаменты, навеянные уникальными местными традициями. Банально копировать рисунки других - не принято. Хотя не считается зазорным в качестве отправной точки взять чужую идею и внести в неё что-то своё, экспериментируя, как с орнаментом, цветовой гаммой, пряжей, количеством используемых ниток разных качественных брендов. При этом многие хотят идти дальше, поэтому заинтересованы овладеть всем арсеналом приёмов вязания. Кстати, невольно встаёт и вопрос дизайна варежек. Он очень консервативен - не менялся на протяжении всего времени существования такого занятия, как вязание.

Здешние мастерицы с удовольствием собираются на посиделках в музее народности сето, где вяжут, судача о домашних делах, последних местных и общероссийских событиях. В общем, со времён дореволюционной России здесь ничего не изменилось. И всё это благодаря Малле Богачевой - изустной рукодельнице, хранительнице старинных традиций, уходящих корнями в глубокое прошлое.

Она прекрасно понимает, что современные рукодельницы разобщены: каждая «варится» в своём замкнутом мире творчества, ограниченном кругом семьи или подруг. Мастерицы большей частью сейчас вяжут для себя, черпая вдохновение из журналов, Интернета, а также изделий, выставляемых на выставках. При этом утрачиваются старинные традиции рисунка, уникальные техники вязания.

Закончился фестиваль развешиванием обвязанных яблок и слив на яблони. Сад, утопающий в солнечных лучах, разом преобразился, загоревшись десятками разноцветных огоньков. Настало время сказки. В следующий раз здешние мастерицы намерены пойти дальше и обвязать что-то более существенное, чем фрукты. Например, велосипед, качели или иной неотъемлемый атрибут сельской жизни. Будущее покажет...

Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru.
Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта