Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  График 2  График 3  График 4  График 5  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровье  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Команда 2018  Конкурс  Красота  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образование  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739)  №40 (9738)  №39 (9737)  №38 (9736)  №37 (9735)  №36 (9734)  №35 (9733)  №34 (9732)  №33 (9731)  №32 (9730)  №31 (9729)  №30 (9728)  №29 (9727)  № 28 (9726)  № 27 (9725)  №26 (9724)  № 25 (9723)  №24 (9722)  №23 (9721)  №22 (9720)  №21 (9719)  №20 (9718)  №19 (9717)  №18 (9716)  №17 (9715)  №16 (9714)  №15 (9713)  №14 (9712)  №13 (9711)  №12 (9710)  №11 (9709)  №10 (9708)  №9 (9707)  №8 (9706)  №7 (9705)  №6 (9704)  №5 (9703)  4 (9720)  №4 (9702)  №3 (9701)  №2 (9700)  №1 (9699)  №51 (9698) 
 
 
17 ноября 2018, суббота, 18:37

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №44 (9897), 07/11/2018

Зачем Соловей-разбойник приезжал в Псков?

Соловей-разбойник, оказывается, был реальной исторической личностью. Его политические взгляды и деятельность шли вразрез с политикой князя Владимира и его киевского режима, за что он поплатился головой.

Старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук Анатолий Александров - автор более сотни научных книг и публикаций. Он специализируется на изучении раннего времени псковской земли: от эпохи мамонтов до середины XI века. В том числе раннего железного века — от эпохи его начала (VIII - VII вв. до н. э. - до IV н. э.).


А при чём здесь Псков? Об этом рассказал старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, кандидат исторических наук Анатолий Александров.

ОТКУДА БУДЕШЬ?

В русских былинах есть странный для русского эпоса персонаж Соловья-разбойника, который сидит на ветвистом дубе и свистом за много вёрст убивает всякого, кто едет «дорожкой прямоезжей». Он предстаёт в них «птицей рахманной», в связи с чем некоторые учёные ошибочно видели его в птичьем облике. На самом деле образ птицы здесь совершенно ни при чём. Этот реальный человек прибыл на Русь из балтийско-славянских земель, из некоего города «Леденца», а затем, по пути «из варяг в греки» добрался до Киева. В былинах он предстаёт богатым гостем. Но едва ли Соловей Будимирович был богатым купцом или путешественником-мореплавателем. Он возглавлял дружину, но не вёз на своих кораблях товаров, кроме драгоценных даров невесте и её родителям, а также золота в подарок русским князьям. Князь Владимир предложил гостю и его делегации разместиться в хоромах любого князя или боярина, но тот построил собственные терема рядом с дворцом самого князя - в саду княжеской племянницы Забавы Путятишны. Апартаменты построили за сутки, что очень напоминает возведение позднейших деревянных церквей. Далее Соловей сделал предложение о замужестве княжеской племяннице. Всё это указывает на одно - заморский гость являлся высокопоставленным языческим жрецом западных славян.

ВИЗИТЫ В ПСКОВ

Соловей хорошо вписывался в северную языческую систему, к которой относились тогда и Новгород с Псковом, но никак не в южную. В этом северном мире, скорее праславянском, чем славянском, были свои обычаи, этика и свой вариант язычества. Будучи верховным жрецом языческих западных славян, чья языческая вера распространялась на Новгород, а также подчинявшийся ему Псков, Соловей не мог не приезжать в силу своих обязанностей с поездками в крупный населённый пункт, который представлял в те времена наш город. Подтверждением влияния на псково-новгородские пределы языческой политики Соловья Будимировича и его прежних соратников являются материальные остатки рядом с крупными поселениями тех лет. В восьми километрах от Старой Руссы дореволюционные учёные нашли колоссальный камень с изображением человека. Идол действительно был большой - усилиями тогдашних мастеров из него получилось 2 кубических сажени щебня. Другое языческое божество найдено близ славянского городища у деревни Подоржевка. Они чудом уцелели до исторических времён - языческих идолов разрушали.

«УЙТИ К ВЯТИЧАМ»

В 990-м году нашей эры отборные киевские войска Добрыни и Путяты, по приказу князя Владимира, отправились в военный поход - крестить Новгород. Новгородцы оказали яростное вооружённое сопротивление крестителям, но схватку проиграли. Гости сожгли город - это подтверждают археологические раскопки. Теперь верховному жрецу нечего было делать в Новгороде. И вот «Богомил, красноречия ради прозванный Соловей», опасаясь за свою жизнь, бежал с родными и приближёнными к язычникам - вятичам, которые находились в оппозиции к официальному, уже христианизированному Киеву. Это были еще те ребята... Недаром Владимир Мономах в поучении к детям упоминает, что один раз он проехал из Киева в Ростов «сквозь вятичей» - тогда это был подвиг. Беглый жрец быстро нашёл с вятичами общий язык, всячески способствуя разжиганию вражды между вятичами и официальным Киевом. Благодаря интригам «дорога прямоезжая», которая вела в столицу через вятическую землю, надолго стала непроезжей и успела зарасти. В брянских лесах - районе речки Смородины - Соловей и его люди лично контролировали ситуацию. Его стали называть разбойником, как впоследствии Разина с Пугачевым. Это свидетельствует о том, что он относился к преступникам высшего ранга, а не к мелкой уголовщине, которую на Руси именовали «тать». А вот выражение «уйти к вятичам» тогда означало «спрятаться так, чтобы не нашли».

ЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ?

Существует ли оно на вооружении какой-либо армии мира - неизвестно. А вот Соловей располагал таковым. Это невероятно, но складывается впечатление, что в распоряжении Соловья-разбойника имелась вихриевая пушка, оказывающая на людей психотропное субакустическое воздействие. О размерах пушки неизвестно, кроме того, что была сделана из железа и, согласно былине, имела дальность действия -12 вёрст. Оружие оказывало действие на конкретную точку на мосту через речку Смородину. Если верить одному из сказаний, в том месте лежали горы человеческих костей. Необычный звук, издаваемый Соловьём, сравнивается в летописях со звериным рёвом и одновременно шипением змеи, хотя в наших представлениях психотропное комбинированное оружие бесшумно. Напрашивается вопрос, где мог раздобыть его жрец, пусть и высшего ранга? Возможно, знания успели передать западным славянам друиды - высшее сословие кельтских жрецов, прежде чем их уничтожили, римляне во время войн в Кель-тике и Британии. По мнению израильских археологов, стены города Иерихона тоже рухнули под воздействием звука (иерихонские трубы в Библии).

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ?

В Киеве долго терпели, глядя на то, как Соловей, теперь уже разбойник, идеологически и территориально расшатывал устои государства, проповедуя «самостийность». В конце концов, были вынуждены отправить против него войска для поимки и зачистки местности от его языческих сподвижников. Эту операцию возглавил Илья Муромец (тоже личность реальная - авт.). Если письменные источники не врут, дабы списать на военную операцию «нецелевое» расходование государственной казны, его дружина составляла около 5000 человек. Илья сумел подобраться к Соловью-разбойнику на расстояние полёта стрелы и ранил его в голову. Для этого специально использовал охотничью тупоконечную стрелу. Что-то не сработало со звуком в оружии Будимировича - не получилось издать звук смертельной частоты. Тогда бы Илья погиб, а так лишь его конь споткнулся. Соловья пленили и доставили в Киев. Илья отказался от выкупа жены и детей Соловья, пытавшихся таким способом освободить мужа и отца.

ГОЛОВА - С ПЛЕЧ

В столице Руси разбойника выставили напоказ. Встав рядом с ним - это было самое безопасное место, князь Владимир попросил пленника наглядно продемонстрировать оружие, только вполовину силы. Но Соловей постарался вовсю! Итогом стали покосившиеся терема, с которых снесло крыши, множество убитых и контуженных среди дружинников и киевлян. Князь вовремя спохватился, и Илья отрубил преступнику мечом голову. По одной из версий тело разрубили на части и сожгли, а прах развеяли по ветру. Если Соловей действительно имел уникальное оружие и знания, почему Киев не воспользовался этим, взяв на вооружение? Непонятно.

Так закончил свою жизнь Богомил Будимирович Соловей - сначала послушник языческого храма в Арконе на Руяне в «зелёном лукоморье», а потом - верховный жрец языческих славян в Новгороде, и в конце жизни - разбойник. Уходящий языческий мир громко хлопнул дверью. Эпоха закончилась.

Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru.

Фото из открытых источников.

 

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта