
Большую часть молитвенников в этот день составляли мужчины, как должно быть в христианской церкви. Ведь глава семьи - прообраз Христа, оберегает всех, несет крест ответственности и испытаний. О том, что молитва издревле считается одним из самых тяжелых дел, напомнил в своем слове отец Михаил (Федоров), настоятель церкви Космы и Дамиана с Примостья. Он поздравил собравшихся с их редким престолом, а также с тем, что им удалось с Божьей помощью сделать: пусть не восстановить, но предотвратить от дальнейшего разрушения основной предел храма, возвести над ним временную кровлю. Но ведь главное - не стены и не богатое убранство, но нисходящая в души благодать, явно ощутимая в древних намоленых стенах.
Особый свет праздника почувствовали в этот день все пришедшие в храм местные жители. Большинство из них откликнулись на призыв инициаторов в сборе средств на покупку материалов, многие мужчины участвовали в разборе завалов и ремонте лично. Руководил инициативной группой Сергей Николаев: собирал средства и организовывал добровольцев, многие из которых - его друзья и родственники. И батюшку привлек из церкви, в которую ходит в Пскове.
Купол и кровли храма Мины, Виктора и Викентия в Кусве рухнули во время пожара в 70-х годах. В 2000-е к ремонту уникального памятника федерального значения вернулись реставраторы. Привели в порядок колокольню, поставили леса, но до кровель дело не дошло, в самый неподходящий момент закончились деньги. Думали скоро вернуться, да не получилось, уж и леса сгнили. Жители Кусвы долго не касались архитектурного объекта, не имеющего, по словам специалистов, аналогов не только на псковской земле, но и во всем древнерусском зодчестве. Для местных же это - с детства родной храм, главная достопримечательность, центр деревенской жизни. И, когда из сомкнутого свода главного предела ручьем полилась вода, и начал выпадать камень, решили спасать храм своими силами. Вывезли мусор с пола и то, что осталось от лесов, вскладчину собирали деньги, закупали стройматериалы и работали по выходным.
Один из активистов - Андрей Матченя рассказал, что площадь кровли только над основным, сохранившим уникальные своды пределом, 200 кв.м, из-за большого объема решили укрыть толем. Окна прикрыли. Но ветер гуляет: двери худые, в них и над ними щели, что бойницы. И выход в обширный, вдоль всего храма боковой предел просто прикрыт плотной пленкой. Предел Тихвинской иконы Богоматери был пристроен к храму в конце XIX века. Сегодня он открыт небу и земле, с разрушающимися стенами и замшелыми зелеными останками реставраторских лесов: здесь без хозяйствующего субъекта ничего не сделать. А вот на двери надо уже собирать деньги, да подумать, как исполнить получше. Помещение нужно закрыть от непогоды.
Евгения Ивановна Гайдай и ее брат Николай Иванович Волков, всю жизнь прожившие в Кусве, помнят все перипетии, происходившие с церковью со времен Великой Отечественной. Во время войны храм был еще в неплохом состоянии, и службы шли, и иконы были. А вот потом его сделали колхозным складом, неважно, что на погосте. Кресты, правда, не сбивали и колокольню не рушили. Иконы местные жители потихоньку разобрали, большей частью отдали в другие храмы. Когда была возможность, стали приглашать батюшек -служить в доме бывшей церковно-приходской школы рядом с погостом. У этого помещения, к слову, тоже статус памятника, своя история и свои утраты. В советское время школа была, потом магазин. Реставраторы здесь утварь хранили, по ходу работ успели освободить сруб от обшивки, да так и оставили. Позже в здании проходили службы по престольным праздникам да молебны по приглашению.
Но теперь в Кусве ожил и главный храм - во имя святых мучеников Мины, Виктора и Викентия. Батюшка Михаил отслужил молебен с пением акафиста, освятил воду, провел крестный ход. На требах его сменил отец Авраамий из церкви Николая Чудотворца в д. Устье. И кровля храма - дело, сделанное мужскими руками, тоже стало молитвой. Сильной. Мужской. Настоящей.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Спасибо за статью.Вы точно передали дух этого праздничного дня.