Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754)  №2 (9753)  №1 (9752)  №51 (9751)  №50 (9750)  №49 (9749)  №48 (9748)  №47 (9747)  №46 (9746)  №44 (9744)  №43 (9743)  №42 (9740)  №41 (9739) 
 
 
15 2019, воскресенье, 17:01

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №12 (9916), 27/03/2019

Озеро помнит

Псковско-Чудской водоем овеян не только легендами и преданиями, но и тайнами. Одна из них касается военных кораблей, самолётов, покоящихся под многометровой толщей воды

ПОЙДИ - НАЙДИ

Историкам, краеведам, авантюристам - искателям приключений, собирающим по крупицам информацию о потенциальных находках, приходится туго. Сведения о затонувших ладьях, катерах, кораблях, самолётах в лучшем случае имеют отрывистый характер и содержатся в архивных документах, частных письмах и личных дневниках современников, до которых еще не дошли руки исследователей, в худшем - засекречены, навсегда позабыты или утрачены. Остаётся полагаться на «его величество случай» в виде случайных находок и неожиданные откровения местных жителей.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА

Шведская флотилия пыталась контролировать ситуацию на Псковско-Чудском водоёме, обороняя восточные рубежи Остзейских провинций. В 1701 - 1704 годах в ходе Северной войны она вела себя весьма активно на Чудском озере. О водных баталиях тех лет известно мало. До нас дошли подробности о трёхдневном бое со шведской эскадрой, под командой Лешерна, в мае 1702 года в проливе между Чудским и Псковским озерами. Со стороны России участвовали речные карбасы и ладьи с командами по 10-20 человек. Шведы утопили несколько карбасов, но наши не отступали, стараясь взять врага на абордаж и перейти к рукопашной. В том бою шведы отступили, потеряв три бригантины - их взяли на абордаж.

Спустя столетия, примерно в тех краях, но на значительном удалении друг от друга, рыбаки нашли, возможно, российский карбас и шведскую бригантину. Они выловили необычные деревянные фрагменты и предметы. Новость разнеслась по округе. Было это ещё в конце 80-х годов прошлого века. Приезжала из Питера научная экспедиция - обследовала местность, пыталась что-то поднять. От этих людей местные жители узнали, что под толщей песка найдены российский карбас во фрагментарном состоянии и бригантина - в хорошем состоянии. Её размеры и конструкция соответствовали европейскому военному судостроению XVII века. И очень она напоминала потопленную шведскую бригантину «Каролус». (Это судно затонуло в те же годы в другом месте). Дальнейшая судьба находок неизвестна.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ

С 1915 года в Пскове находилась 7-я авиационная рота Санкт-Петербургского военного округа под командованием известного летчика, капитана С.А. Бойно-Родзевича. Личный состав располагался в казармах Иркутского полка. Грунтовый аэродром, ангары для стоянки и ремонта аэропланов размещались на Завеличье, близ часовни «Владычний крест».

В 2005 году в районе деревни Спицыно пскович Андрей Доронин во время подводной охоты на глубине 3,5 метра нашёл полуразрушенный, сильно заиленный остов корпуса самолёта странной конструкции. Он обследовал его и предположил, что это биплан, схожий с теми, на каких летали русские лётчики 7-й авиационной роты. Или противник. Каким образом здесь мог оказаться самолёт, когда и почему упал в озеро, кто летал на нём - осталось загадкой.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ


Серьёзные бои на Псковско-Чудском водоёме имели место в 1941 и в 1944 годах. Крупные затонувшие судна впоследствии были подняты и еще долго служили народному хозяйству. Но не все... Сколько их осталось на песчаном дне, никто не знает. Например, немецкая «Чудская» флотилия, входившая в состав 4-й флотилии, насчитывала 24 канонерки и 8 катеров, и это не считая бронированных и вооружённых пушками катеров, приданных для усиления. В официальных источниках говорится о 100 единицах плавсредств.

30 августа 1944 года наша штурмовая авиация при участии 41-го «Ильюшина», а также 38 ЯК-1 и ЯК-9, нанесла удар по базе немецкой флотилии в северной части Чудского озера. Было уничтожено 42 и повреждено 67 кораблей и судов противника. К 20 сентября 4-я флотилия перестала существовать.


В ТЕМУ

Геннадий Корольков, руководитель Псковской областной военно-патриотической поисковой общественной организации «След «Пантеры»:

 - Мы располагаем сведениями о 18 самолётах, как наших, так и немецких, сбитых в воздушных боях над Псковско-Чудским водоёмом или на некотором удалении от него в годы Великой Отечественной войны. В одном Чудском озере покоится 7 истребителей. Один из самолётов - немецкий бомбардировщик Юнкерс-88 лежит с экипажем в створе устья реки Великой - на свале. Он был сбит таранным ударом 5 июля 1941 года. На 2,5 километра южнее деревни Корлы, на выходе в проток Ворона, в Псковском озере находится и наш ИЛ-2, подбитый 17 мая 1944 года. Экипаж не смог покинуть самолёт. Речь идёт о лётчике - штурмане, младшем лейтенанте Алексее Куропове и стрелке-радисте, сержанте Михаиле Сеничеве. Во время бомбометания железнодорожного состава с цистернами и железнодорожного узла станции Изборск их машину атаковал и подбил МЕ-109. Лётчики пытались дотянуть до аэродрома, но машина загорелась в воздухе...


На Чудском озере в районе деревни Ветвенник на большом удалении от берега рыбаки-любители из Санкт-Петербурга по лету утопили по собственной глупости импортный навесной мотор. Попытались достать - не получилось, так как глубоко. Через неделю попытку повторили и достали своё добро. Возвращаясь на берег, остано-
вились порыбачить. Бросили якорь, а поднять потом не смогли, так как он зацепился. Оказалось, за металлическую палубную конструкцию судна, кстати, достаточно большого по размерам. На его корпусе виднелись рваные пробоины и развороченная передняя часть кабины. Питерские рыбаки, не знавшие об ожесточенных боях на озере, решили, что это брошенный, специально затопленный рыбацкий катер.

Увы, подобные находки не такая уж большая редкость. О них обычно не становится широко известно, так как их делают чаще приезжие люди. Для них главное - рыбалка. Что же касается местных жителей, то они не разговорчивы на подобные темы, полагая, что посторонним незачем знать лишнее.

Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru.



Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковКинотеатр ПобедаКовчегTIR клубФедерация Автоспорта