Псковская Провинция

Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Время действовать  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Наследие  Наука  Наши гости  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Улицы героев  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

Псковская Провинция

№48 (9952)  №47 (9951)  №46 (9950)  №45 (9949)  №44 (9948)  №43 (9947)  №42 (9946)  №41(9945)  №40 (9944)  №38 (9942)  №37 (9941)  №36 (9940)  №35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885)  №31 (9884)  30(9883)  № 29 (9882)  № 28(9881)  № 27 (9880)  №26 (9879)  №25 (9878)  №24 (9877)  №23 (9876)  №22 (9875)  №21 (9874)  №20 (9873)  №19 (9872)  №18 (9871)  №17 (9870)  №16 (9869)  №15 (9868)  №14 (9867)  №13 (9866)  №12 (9865)  №11 (9864)  №10 (9863)  №9 (9862)  №8 (9861)  №7 (9860)  №6 (9859)  №5 (9858)  №4 (9857)  №3 (9856)  №2 (9855)  №1 (9854)  №51 (9853)  №50 (9852)  №49 (9851)  №49 (9851)  №48 (9850)  №47 (9849)  №46 (9848)  №45 (9847)  №44 (9846)  №43 (9845)  №42 (9844)  №41 (9843)  №40 (9842)  №39 (9841)  №38 (9840)  №37 (9839)  №36 (9838)  №35 (9837)  №34 (9836)  №33 (9835)  №32 (9834)  №31 (9833)  № 30 (9832)  № 29 (9831)  № 28 (9830)  № 27(9829)  №26 (9828)  №25 (9827)  №24 (9826)  №23 (9825)  №22 (9824)  №21 (9823)  №20 (9822)  №19 (9821)  №18 (9820)  №17 (9819)  №16 (9818)  №15 (9817)  №14 (9816)  №13 (9815)  №12 (9814)  №11 (9813)  №10 (9812)  №9 (9811)  №8 (9810)  №7 (9809)  №6 (9808)  №5 (9807)  №4 (9806)    №3 (9805)  №2 (9804)  №1 (9803)  №51 (9802)  №50 (9801)  №49 (9800)  №48 (9799)  №47 (9798)  №46 (9797)  №45 (9796)  №44 (9795)  №43 (9794)  №42 (9793)  №41 (9792)  №40 (9791)  №39 (9790)  №38 (9789)  №37 (9788)  №36 (9787)  №35 (9786)  №34 (9785)  №33 (9784)  №32 (9783)  №31 (9782)  №30 (9781)  № 29 (9780)  №28 (9779)  №27 (9778)  №26 (9777)  № 25 (9776)  №24 (9775)  №23 (9774)  №22 (9773)  №21 (9772)  №20 (9771)  №19 (9770)  №18 (9769)  №17 (9768)  №16 (9767)  №15 (9766)  №14 (9765)  №13 (9764)  №12 (9763)  №11 (9762)  №10 (9761)  №9 (9760)  №8 (9759)  №7 (9758)  №6 (9757)  №5 (9756)  №4 (9755)  №3 (9754) 
 
 
15 декабря 2019, воскресенье, 11:21

 

ПСКОВСКАЯ ПРОВИНЦИЯ. №31 (9935), 07/08/2019

Русское чудо Причудья

В Историко-краеведческой библиотеке имени И.И. Василёва проходит выставка «Русские старообрядцы Эстонии». На открытии состоялась презентация книги «Русские старообрядцы Эстонии и их храмы»

Эту презентацию в Пскове ждали четыре года. В июле 2015-го, представляя книгу  «Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии», один из ее авторов историк-религиовед, доктор наук Яанус Плаат сообщил, что следующая книга будет посвящена русским старообрядцам.

Работу над проектом, посвященным православию в Эстонии, он  начал в 2008 году, будучи профессором Эстонской художественной  академии. Несколько лет ездил вместе со своими студентами и фотографом Арне Маазиком в экспедиции.  Фотографировали храмы и их внутреннее убранство: иконостасы, богослужебные книги, утварь. Беседовали со священниками и прихожанами.  Снимали также старообрядческие храмы и кладбища, расспрашивали староверов.  Яанус сказал тогда, что книга о русских старообрядцах в Эстонии станет своего рода дополнением православного проекта.

Книга вышла в 2016-м и стала настолько популярной, что уже в следующем году был напечатан дополнительный тираж. По материалам книги, как это происходило и с другими проектами, над которыми работал религиовед, была подготовлена фотовыставка.

В 2016 году выставка демонстрировалась в Эстонии, в 2017-м - в Москве: в Центральной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова, в посольстве Эстонии, в выставочном зале «Тушино», в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына,  в Минске - в художественной галерее «Университет культуры»  во Дворце Республики. Прошедшей зимой она была представлена в Печорах. И вот наконец появилась возможность показать выставку в Пскове – в читальном зале историко-краеведческой библиотеки (огромное спасибо организаторам  - Псковской канцелярии Генерального консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге и лично директору Трийн Партс,  сотрудникам Историко-краеведческой библиотеки имени И.И. Василева и лично заведующей  Людмиле Русановой).

Выставка получилась емкой и очень интересной. История старообрядчества в Эстонии с XVII века по XXI век поместилась на 10 постерах. На выставке, как и в книге, помимо внешнего вида старообрядческих сакральных построек помещены изображения иконостасов моленных Эстонии. Здесь же можно увидеть фотографии старообрядческих кладбищ и икон из иконописной мастерской всемирно известного иконописца Гавриила Фролова (деревня Рая). Кстати, статья в книге «Иконопись старообрядцев Эстонии» написана специалистом по старообрядческой иконописной традиции Эстонии Мари-Лийc Паавер. Помимо современных, в выставке использованы архивные фотографии разных лет.

К сожалению, Яанус Плаат на презентацию книги и открытие выставки приехать не смог, и представляла ее Трийн Партс. Она отметила, что жизнь староверов на эстонской земле, куда они бежали в конце ХVII века после реформы патриарха Никона, никогда не была легкой. Практически до конца ХIХ века старообрядцам запрещалось при строительстве храмов использовать во внешней архитектуре крест, иконы и колокольню, чтобы они не напоминали церкви. Поэтому их храмы похожи на обычные дома и называются скромно – моленные. (На одном из выставочных постеров я впоследствии прочла, что из одиннадцати моленных в современной Эстонии только две создают внешнее впечатление церквей, кресты на моленных были также установлены позднее). Но, несмотря на все трудности и притеснения, старообрядцы сумели сохранить свою веру и свою уникальную культуру.

Данные о числе старообрядцев в современной  Эстонии разнятся. По результатам переписи населения 2011 года их было 2 тысячи 605 человек (0,24% всего населения страны), по другим оценкам - около пяти тысяч человек. Интерес к их жизни проявляют не только исследователи. Причудье, где в основном проживают староверы, становится одним из туристических центров. В прошлом году в Эстонии стал бестселлером роман о старообрядцах Вахура Афанасьева «Серафима и Богдан», написанный на эстонском языке. (Это семейная сага, действие которой происходит в деревне на берегу Чудского озера в период с 1944 по 1990 гг. – В.П.).

Завершая презентацию, Трийн Партс подарила по экземпляру книги «Русские старообрядцы Эстонии и их храмы» библиотеке и Старообрядческой Поморской общине города Пскова Древлеправославной Поморской Церкви. Председатель общины Михаил Радионов сказал слова благодарности организаторам встречи и авторам книги и выставки за работу по сохранению  наследия старообрядцев. Он подарил псковской канцелярии консульства альбом «Староверский край Усть-Цильма» исследователя Максима Пашинина, а библиотеке – календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2019 год.

Выставку можно будет увидеть в читальном зале библиотеки до 13 августа.

Виктория ПАВЛОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь ПсковВолшебный городTIR клубФедерация Автоспорта