
Бизнес-тренер из Санкт-Петербурга Марина Богомягкова провела своеобразное ток-шоу, в котором приняли участие восемь псковских женщин-предпринимателей, занятых в самых разных сферах. Они являются владельцами ресторанов, студии красоты, школ танцев и интеллектуального развития детей, агентств по подбору персонала и проведению праздников, занимаются сетевым маркетингом. И объединяет их не только гендерный признак, но и опыт работы, что уже говорит об успешности пути, который однажды они выбрали. Бизнес-леди, многие из которых еще довольно молодые, рассказали, с чего начинали собственное дело и тяжело ли нести его на своих хрупких плечах.
СВОЯ НОША НЕ ТЯНЕТ?
Мария считает, что у нее обычная житейская история.
- Когда старшему сыну исполнилось пять лет, с ужасом слушала своих знакомых, которые говорили, что по три часа делают с ребенком уроки в первом классе. Решила: это не для меня, - вспоминает она с улыбкой.
Начала искать, как лучше подготовить сына к учебе. В Интернете увидела видео необычной методики, которая ей так понравилась, что стала рассказывать другим о том, что сама узнала, пока муж не остановил: зачем раскрывать всем свои идеи? Кстати, он и помог воплотить их в жизнь. Сегодня у Марии школы интеллектуального развития не только для детей, но и для взрослых: две в Пскове и одна в Эстонии.
У Ирины мысль о предпринимательстве выросла тоже, можно сказать, на семейной почве, когда находилась в декретном отпуске. Сначала это было ее хобби, потом стала на нем зарабатывать: давала частные уроки. А попав в предпринимательскую среду, поняла, что пришло время зарегистрироваться официально.
Самостоятельность и умение руководить проявились у Кристины еще в школьные годы. Она всегда участвовала в органах самоуправления. Закончив вуз по специальности «технология машиностроения», не пошла на завод, а решила организовывать... праздники. И не просто веселые, а с изюминкой, познавательные.
- Если в вашей голове возникла идея, на первый взгляд, неосуществимая, значит еще не пришло время ее реализации. Нужно подождать. Ведь любая мысль появляется не просто так, - считает Кристина.
Довольно часто в бизнес приходят женщины, которые доросли до руководящей должности, почувствовали себя экспертом в своей профессиональной сфере. Возвращаться в наемные работники они не хотят - при том, что теперь работают не от звонка до звонка, как на предприятии, а в режиме 24 /7.
НУЖНО ЛЮБИТЬ СЕБЯ
Представительницам слабого пола, пришедшим в бизнес самыми разными путями, очень важно, что они занимаются любимым делом, сами создают комфортную среду и окружают себя людьми, с которыми им приятно работать и общаться. По мнению Марины Богомягковой, которая может составить подробный портрет современной бизнесвумен, предпринимательство привлекает женщин не только возможностью самореализации в творческом и профессиональном плане, а прежде всего свободой. Правда, в это понятие каждая вкладывает свой смысл.
Для Оксаны, например, много значит финансовая свобода, которая предоставляет ей, как и любому человеку, широкий выбор во всех направлениях: будь то материальные потребности, образование или отдых. Однако, имея двоих детей, она ни разу не уходила в декретный отпуск.
Но, несмотря на большую загруженность, все работающие на себя женщины могут самостоятельно распределять свое время, например, планировать поездки и отпуск, а, самое главное, уделять внимание семейным делам, когда требуется. Правда, эта свобода - весьма относительная, поскольку приходится соблюдать баланс между свободой и ответственностью, которая лежит на их плечах за коллектив и общие результаты. Они не раз подчеркивали, что не каждый бизнес и не сразу приносит доходы, а после удачного старта можно «прогореть». И это надо понимать изначально.
Псковские предпринимательницы поделились главным секретом своей успешности: чтобы идти в ногу со временем, отвечать новым вызовам, нужно постоянно учиться, расширять свои знания в самых разных компетенциях. И еще они опровергли расхожее мнение, что тяжелая ноша делает их более жесткими, похожими на мужчин. Действительно, многим пришлось научиться говорить «нет», стать менее доверчивыми и более требовательными. Но при этом они остаются милыми, добрыми, красивыми и в гонке за результатами не забывают о себе. Ведь именно в любви к себе они черпают вдохновение и силы, чтобы делать добро другим. А это главная мотивация их бизнеса.
Любовь ПАВЛОВА.
province@pskovline.ru