
Начальник территориального отдела Псковского района комитета по социальной защите Псковской области Марина Сафонова рассказывает, что специалисты отдела и участковые социальные работники на местах в эти горячие дни работают практически без выходных, в усиленном режиме. В Центре социальной помощи района телефон раскален от звонков, также передаются заявки с областного телефона горячей линии - все, что территориально относится к муниципальному образованию. В основном заявки обрабатывают и затем исполняют социальные работники, примерно 10 процентов всех звонков передаются на исполнение волонтерам на местах.
Самые частые обращения - просьбы купить лекарства и продукты. Звонят, как правило, пожилые люди, далеко за планку «65+». В случае с лекарствами социальные работники сначала должны сходить в поликлинику за рецептом, затем обзвонить аптеки в поиске необходимого препарата. Особенно сложно бывает с отдельными лекарствами из льготного списка: если выписанный препарат долго не поступал в аптеку, приходится обращаться к врачу за другим рецептом, на аналог.
Горячие линии работают с 9.00 до 18.00 каждый день без выходных, приходится обеспечивать постоянное присутствие оператора на линии. Это - минус один человек для другой работы. Но сотрудники службы не жалуются и стараются, по возможности, с юмором относиться к отдельным звонкам. В редких, но слишком уж вопиющих случаях отказывают в помощи абонентам. Пока таких звонков было всего четыре, но уж сами посудите. Муж уехал на дачу, жена сидит дома, он звонит в социальную службу с просьбой привезти ему от жены продукты. Где тут необходимость помогать? Или в случае, когда вся семья на работе, бабушка звонит с просьбой сходить для нее в аптеку ли магазин. Но ведь об этом можно попросить и своих близких? Мама с ребенком боится выйти из дома из-за коронавируса и просит, чтобы ей доставили по списку продукты в перчатках и маске к двери квартиры к указанному часу и - как, разве не бесплатно? К сожалению, иждивенческая психология встречается. Есть те, кому «все должны».
О причинах и истоках таких явлений пусть судят социальные психологи, а вот социальные работники, вдруг столкнувшиеся по роду работы с такими разными людьми, могут считать коронавирус в некотором роде индикатором здоровья общества. И стараются понимать всех: и тех, кто не в меру боится и паникует, и тех, кто начинает себя вести явно неадекватно и забывает подумать о том, насколько много людей сегодня по-настоящему одиноки и нуждаются в помощи и поддержке. Но ведь есть и волонтеры, которые предлагают помощь на местах, есть те, которые себя никак не называют, но стараются помочь пожилым соседям, обзванивают одиноких знакомых, чтобы предложить поддержку или просто поговорить, утешить эмоционально.
К слову, страхи и опасения абонентов специалисты социальной службы уважают: люди, действительно, разные, и разубеждать угнетенных теленовостями бесполезно, лучше проявить сочувствие и поддержку. И молодая мама, чью заявку отработает 72-летний социальный работник Тамара Валентиновна, возможно, вместе с пакетами получит прививку добра.
Другая история - закаленное трудностями поколение, не привыкшее просить о помощи, но явно в ней нуждающееся. Ситуация с коронавирусом выявила адреса и таких людей. Сотрудники социальной службы, понимая беспомощность пожилых одиноких людей, предлагают им заключить договор на постоянное социальное сопровождение. За первые недели режима самоизоляции были заключены четыре таких договора.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru