
НЕШУТОЧНЫЕ СТРАСТИ
Изучая историю малой родины, порой узнаешь об удивительных давних событиях, имевших место. Так, нешуточные страсти разыгрались в 1926 году в тихой деревеньке Пруды - ныне Красные Пруды. Скандал случился на ровном месте из-за дележа церкви святителя и чудотворца Николая верующими двух течений православия - «живоцерковца-ми» и «тихоновцами». Первые действовали в правом поле, вторые лишь эмоционально отстаивали свою точку зрения, без всякой уголовщины. Молодая советская республика скоро нашла виноватых... Вот, что об этом поведал глава волости Александр Васильев.
НАГЛОСТЬ -ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ
В 20-е годы ХХ века в погосте образовалась группа приверженцев «живой церкви». Молодая советская власть охотно поддерживала приверженцев раскольнических течений в православии, в немилости были лишь «тихоновцы», верные патриарху Тихону. Так вот, «живоцерковники» стали требовать передать им часть Никольской церкви,поскольку не имели помещения для проведения служб. Кто-то надоумил их обратиться с соответствующим письмом в Псковский губисполком. Чиновники вошли в положение «живоцерковников»: 13 сентября 1926 года нижестоящее подразделение - административный отдел - обязал предоставить верующим «живой церкви» часть Никольской церкви. Одновременно административный отдел обратился в губисполком за разрешением расторгнуть договор с верующими об использовании церковного здания, заключенный в ноябре 1922 года. Тот самый, согласно которому верующие «старого направления» приняли от Прудского исполкома «в бессрочное бесплатное пользование находившуюся в селении Пруды церковь во имя Николая Чудотворца, богослужебное здание с богослужебными предметами». Прихожане обязывались беречь « народное достояние», принимали на себя ответственность за его сохранность. 7 февраля 1927 года губисполком дал отмашку на расторжение договора с верующими и заключение двух договоров на церковь, чтобы дать возможность и «живоцерковникам» пользоваться церковью. В постановлении оговаривалось, что каждая группа верующих должна иметь помещение, соответствующее ее численности.
ФИГУ ВАМ, А НЕ ЦЕРКОВЬ
Священник «старого направления» Михаил Стефанов-ский, служивший в этом храме, «категорически отказался следовать в церковь и произвести раздел имущества». Так написал сотрудник управления милиции Псковского уезда в «Протоколе о происшествии» от 4 января 1927 года. Другой священник, Александр Вех-новский, просто не пустил в храм «живоцерковников» с представителями власти. За что на него соответствующие органы составили меморандум от 26 января. «Этот священник является ярым обновленцем икон. Тихоновец по религиозному течению. Чествует бывшего епископа Варлаама. Политически весьма неблагонадёжен, - говорилось в нем. - Его сын Николай служил у белых. Сейчас живет за границей, где и другие его два сына - Василий и Владимир. Священник держит связь с кулаком Иудиным из деревни Лыткино. У него тоже сын служил у белых. Оба переписываются с сыновьями».
Держал осаду Александр Вехновский не один: ему помогали Тимофей Спиридонов (д. Меленка), его жена Ксения Нефедова, Андрей Терентьев, псаломщик Александр Михеев (д. Варварино).
Чтобы отстоять церковь, их единомышленники Федор и Константин Зелинские (д. Зелино), Сергей Гаврилов (д. Красные Пруды), председатель сельсовета Степан Иудин и его брат Михаил Петров в ночь с 7 на 8 января 1927 года отправились по деревням. Они всем рассказывали о том, что «коммунисты отбирают церковь». Стали собирать подписи в её защиту для коллективного заявления в Псковский губис-полком. При этом «у Иудина было обновление икон, за что он судился». Эту информацию удалось почерпнуть из этого же меморандума. В нем приводятся фамилии тех, кто мог подтвердить факты.
КОНТРА
«Тихоновцы», собственно говоря, ничего плохого не сделали. Ну, оказали неповиновение властям, запершись в храме. Увечий и вреда здоровью при этом никому не нанесли, оскорблений не высказывали. «Тихоновцы» явно собирали подписи у местного населения, чтобы разрешить ситуацию в правовом поле.
Должностное лицо, составившее меморандум, в выводах было категорично: «Отказ «тихоновцев» разделить церковь вызван контрреволюционной пропагандой со стороны священника Краснопрудской церкви Вехновского, членов ныне действующего церковного совета и других, подписавших в ноябре 1922 года договор на пользование храмом».
Краеведы пытались выяснить, как после ЧП местного масштаба сложилась судьба священников Александра Вехновского и Михаила Стефановского. Оба словно в воду канули. Скорее всего, их расстреляли или далеко выслали. Слишком серьезным считалось обвинение в контрреволюционной деятельности, да еще отягощенное белогвардейским прошлым родственников.
РАССТРЕЛЯНЫ
Зато известны судьбы преемников, служивших позже в храме святителя и чудотворца Николая. Священник Петр Невдачин в 1928 году осужден особым совещанием при ОГПУ на три года высылки в Сибирь. Далее его судьба неизвестна. Священника Петра Паршина арестовали 28 ноября 1937 года. Особая «тройка» УНКВД Ленинградской области 15 декабря 1937 года приговорила к смертной казни - через три дня он был расстрелян. Псаломщика Петра Никифорова арестовали 30 ноября 1937 года и по приговору особой «тройки» УНКВД Ленинградской области расстреляли через 18 дней.
Противостояние верующих деревеньки Пруды в далеких 1920-х годах было забыто: вихрь времени унес и «живоцерковников», и «тихоновцев», и тех, кто решал их судьбы. Печальна судьба самого храма Святителя и Чудотворца Николая, предположительно построенного в XV веке. 17 января 1944 года его взорвали немецкие оккупанты.
Александр МИЛЬКА.
Фото предоставлено главой Краснопрудской волости Александром ВАСИЛЬЕВЫМ.
В тему
Александр Васильев,
глава Краснопрудской волости:
Всем, кто участвовал в изготовлении и установке креста, иконки и таблички, искренние слова благодарности. В частности, руководителю ООО «ПсковАгроИнвест» Ирине Толмачевой - за предоставленный материал, Сергею Никитину, Николаю Мотовилову, Владимиру Яковлеву, сделавшим и установившим крест, Елене Тихомировой - руководившей всеми работами, а также организовавшей чин освящения креста. Отдельное спасибо за благоустройство территории местным жителям - Игорю Семёнову, Тамаре Фёдоровой, Елене Ивановой, Сергею Павлову, Римме Семёновой и другим неравнодушным землякам. Не зря ведь говорится: вместе можно горы свернуть!
province@pskovline.ru