Этносфера

Армянская диаспора  Будет интересно всем  Дагестанская диаспора  Еврейская диаспора  Ингушская диаспора  Казачья диаспора  Латышская диаспора  Национальная кухня  Польская диаспора  Псковичи за границей  Сето  Справка  Традиционные истории  Финно-ингерманландская диаспора  Чеченская диаспора 

Предприниматель

Вопрос-ответ  Выставки и форумы  Грядущее  Начинающему предпринимателю  Наши консультации  Перемены с комментариями  Предприниматели Пскова и области  Программы  Справка  Страница №1  Страница №2  Страница №3  Улучшаем качество 

В добрые руки

Заведите питомца 

Свежий номер. 12+

90 лет в пути  Автоновости  Аграрный сектор  Актуальная тема  Акция  Акция "Ожившие письма с фронта"  Безопасность  Бизнес  Благотворительность  Братья наши меньшие  В областном Собрании  В Псковском районе  В рабочем режиме  Взгляд  Военная тема  Военный полигон  Вопросы и ответы  Время действовать  Выборы  Гипотезы и находки  Голос молодых  Городской вопрос  Дачные споры  Документы  Друзья наши меньшие  Духовное  Ершовская волость  Жизнь  ЖКХ  Журналистский эксперимент   Закон и порядок  Записки из ночлежки  Здоровая среда  Здоровый календарь  Здоровье  Земляки  Знак качества  Зона риска  Из жизни газеты  Из зала суда  Инициатива  Информационно-консультационные центры  История  К 75-летию Победы  Как это было  Киномания  Колонка депутата  Команда 2018  Комфортная среда  Конкурс  Краснопрудская волость  Красота  Криминал  Культура  Мастерская   Медицина  Местное самоуправление  Музыкальная страница  На дороге  Нам пишут  Наследие  Наука  Национальные проекты  Наши гости  Наши консультации  Не пропустите  Необъяснимое  Неформальная провинция  Неформатный гид  Новости из городов-партнёров Пскова  О вечном  Обозреватель  Образ жизни  Образование  Обратная связь  Обстоятельства  Общество  Опасные места  Опасные места Пскова  Острая тема  От милиции к полиции  Отдых  Официально  Павел и Петрова  Память  По волнам памяти  По области  По Пскову  По району  Повод подумать  Подвиг  Поиск  Последние из Могикан  Потребительский рынок  Почетный гражданин  Почитаем?  Правда жизни  Праздник  Проект газеты "Жду тебя"  Проекты  Производство  Происшествия  Профессия  Профилактика  Профориентация  Прямо в номер  Прямой вопрос  Психология  Психология жизни  Путешествия  Резонанс  Репортер  Ровесница района  Родом из детства  Родословная  С места событий  Сад-огород  Самоуправление  Своими руками  Связь времен  Семья  Ситуация  Собрание депутатов  События года  События недели  Социальная сфера  Спецкор  Спорт  Спортивная кухня  Среда обитания  Стиль жизни  Судебная практика  Судьба человека  Тайны Псковской земли  Творчество  Театр  Темы недели  Технология обмана  Только факты  Традиции  Туризм  Турнир  Удивительное рядом  Улицы героев  Фамильные ценности  Форум  Чемпионат  Читатели пишут  Шаг в науку  Школа традиций  Экология  Экономика  Эксперимент  Экспертиза  Это интересно  Эхо войны  Юбилей  Юрист отвечает на вопросы псковских призывников 

Этносфера

№1  №5  №4  №3 (11)  №2 (10)  №8  №7  №6  №5  №4  №3  №2  №1 

Предприниматель

Номер от 31-10-2012  Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 46 (10053)  № 45 (10052)  № 44 (10051)  № 43 (10050)  № 42 (10049)  № 41 (10048)  № 40 (10047)  № 39 (10046)  38 (10045)  №37(10044)  №37(10044)  №36(10043)  № 35 (10042)  № 34 (10041)  № 33 (10040)  № 32 (10039)  № 31 (10038)  № 30 (10037)  № 29 (10036)  № 28 (10035)  № 27 (10034)  № 26 (10033)  № 25 (10032)  № 24 (10031)  № 23 (10030)  № 22 (10029)  № 21 (10029)  № 20 (10027)  № 19 (10026)  № 18 (10025)  № 17 (10024)  № 16 (10023)  № 15 (10022)  № 14 (10021)  № 13 (10020)  № 12 (10019)  № 11 (10018)  № 10 (10017)  № 9 (10016)  8 (10015)  № 7 (10014)  № 6 (10013)  № 5 (10012)  № 4 (10011)  № 3 (10010)  № 3 (10010)  № 2 (10009)  № 1 (10008)  № 52 (10007)  № 51 (10006)  № 50 (10005)  № 49 (10004)  № 48 (10003)  № 47 (10002)  № 46 (10001)  № 45 (10000)  № 44 (9999)  № 43 (9998)  № 42 (9997)  №41 (9996)  № 40 (9995)  № 38 (9993)  №37 (9992)  №36 (9991)  №35 (9990)  №34 (9989)  №33 (9988)  №32 (9987)  №31 (9986)  №30 (9985)  №29 (9984)  №28 (9983)  №27 (9982)  №26 (9981)  25 (9980)  24(9979)  23(9978)  22(9977)  №21 (9976)  №20 (9975)  №19 (9974)  №18 (9973)  №17 (9972)  №16 (9971)  №15 (9970)  №14 (9969)  №13 (9968)  №12 (9967)  №11 (9966)  №10 (9965)  №9 (9964)  №8 (9963)  №7 (9962)  №6 (9961)  №5 (9960)  №4 (9959)  №3 (9958)  №2 (9957)  №1 (9956)  №51 (9955)  №50 (9954)  №49 (9953)  №48 (9952)  №47 (9951)  №46 (9950)  №45 (9949)  №44 (9948)  №43 (9947)  №42 (9946)  №41(9945)  №40 (9944)  №38 (9942)  №37 (9941)  №36 (9940)  №35 (9939)  №34 (9938)  №33 (9937)  №32 (9936)  №31 (9935)  №30 (9934)  №29 (9933)  №28 (9932)  №27 (9931)  №26 (9930)  №25 (9929)  №24 (9928)  №23 (9927)  №22 (9926)  №21 (9925)  №20 (9924)  №19 (9923)  №18 (9922)  №17 (9921)  №16 (9920)  №15 (9919)  №14 (9918)  №13 (9917)  №12 (9916)  №11 (9915)  №10 (9914)  №9 (9913)  №8 (9912)  №7 (9911)  №6 (9910)  №5 (9909)  №4 (9908)  №3 (9907)  №2 (9906)  №1 (9905)  №51 (9904)  №50 (9903)  №49 (9902)  №48 (9901)  №47 (9900)  №46 (9899)  №45 (9898)  №44 (9897)  №43 (9896)  №42 (9895)  №41 (9894)  №40 (9893)  №39 (9892)  №38 (9891)  №37 (9890)  №36 (9889)  №35 (9888)  №34 (9887)  №33 (9886)  №32 (9885) 
 
 
30 ноября 2021, вторник, 19:00

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. № 26 (10033), 07/07/2021

Традиция - в наследство

Кто он, земский учитель Псковской губернии в начале ХХ века? Прежде всего, самоотверженный труженик, обучающий детей в земской начальной школе и просвещающий взрослых.

Развитие земской начальной школы в России актуализировало проблему подготовки народных учителей. В Псковской губернии до реформы земского самоуправления не было учебных заведений, занимающихся подготовкой педагогических кадров. Главную заботу о подготовке педагогических кадров для земских школ Псковской губернии взяло на себя Псковское губернское земство, которое содержало своих стипендиатов в учительских семинариях, способствовало вместе с уездными земствами открытию педагогических классов при женских прогимназиях и гимназиях, выделяло стипендии гимназиям для подготовки педагогов, а также организовывало педагогические курсы (долгосрочные и краткосрочные) и педагогические съезды.

КТО С БОРУ, КТО С СОСЕНКИ


Подготовка новых учителей не исчерпывала вопроса об их профессиональном образовании. Ведь большинство учителей уже работало на местах, не имея, как правило, специальной подготовки, не до конца представляя себе специфику земской школы. По свидетельству известного в XIX веке педагога Н.Ф. Бунакова, когда народная школа «помаленьку складывалась, народные учителя набирались, как говорится, «кто с бору, кто с сосенки», были хорошие, умелые и даровитые работники народной школы, были и никуда не годные, а главное - господствовала полная разноголосица. В связи с такой ситуацией возникла необходимость организации съездов учителей, учительских курсов как для повышения квалификации, так и для выработки общих для земских школ методических правил. Курсы организовывались при Псковской учительской семинарии, а также при гимназиях. Так, с 17 июля по 14 августа 1900 года в Пскове прошёл педагогический съезд для учителей и учительниц земских школ Псковского, Островского и Опочецкого уездов. На съезде были организованы педагогические курсы для 132 учителей. Курсы длились три недели и включали беседы, пробные уроки по русскому языку, пению, лекции по гигиене. В 1911 году открылись губернские курсы по естественным и историческим дисциплинам на 28 слушателей, а в 1912 году - на 75. Во всех перечисленных курсах принимали участие и земские учителя.

К началу ХХ века 54% учителей и 48,8% учительниц в Псковской губернии имели среднее образование (в среднем 51,4%). Появился небольшой процент педаго-гов-женщин с высшим об-
разованием (0,3%). Но тем не менее еще велик был процент учителей с образованием ниже среднего - 48,5%.

К началу ХХ века учителями служили: 27,5% выходцев из крестьян, 24% - из мещан, 18,1% - лиц духовного сословия, 15,7% - из дворян и чиновников, 11,7% - купеческого сословия. Таким образом, более половины учителей Псковской губернии вышло из крестьян и мещан, то есть из низших сословий, что обусловило непритязательность педагогов и привычку работать в трудных условиях.

И ЗОЛОТАЯ БРОШЬ -В НАГРАДУ

Жилищные условия оставляли желать лучшего. Площадь комнаты для учителя при школе в среднем равнялась 4 кв. м. Если учитель снимал жильё, то из своего жалованья платил в среднем 31 руб. Бесплатной квартирой пользовались лишь 72% педагогов губернии. Годовое жалованье учителя выросло с 255 руб. в 1897 году до 360 руб. в 1913 г. Однако говорить о реальном повышении уровня жизни трудно из-за роста цен.

Цены на продукты питания
Продукты                    1897 г.(коп.)    1912 г.(коп.)
Мясо (фунт)                   3.5                      15-18
Масло коровье (фунт)    15                        45
Яйцо (десяток)               7                         29
Мука ржаная (пуд)         65                        160

Заработная плата учителя с 1897 по 1913 годы выросла примерно на 40%, а цены на продукты питания значительно выше: на мясо - в 5 раз, масло - в 3 раза, яйцо - почти в 3 раза, муку - почти в 2,5 раза. И все же по сравнению с другими категориями населения учителя начальной школы имели неплохой заработок.

Земства пяти уездов уста-
новили учителям доплату за выслугу лет. В Великолукском уезде 55% всех земских учителей получали такую доплату, в Островском - 50%; Псковском - 40%, Новоржевском - 31%; Пор-ховском - 22%. В Псковском уезде земские учителя пользовались периодическими прибавками за 10 лет стажа - 12%, за 15 лет - 18%, за 20 лет - 25%, за 25 лет -50%. Великолукские учителя через 15 лет работы получали 60 руб. прибавки и столько же через каждое пятилетие. Учительница, проработавшая в земской школе 25 лет, награждалась золотой брошью, стоимостью 5 руб. За внешкольную деятельность педагогам земство доплачивало по 5 руб.

Однако затраты земств на оплату труда земского учителя были явно недостаточны для удовлетворения скромных учительских потребностей. Учителя должны были много читать, а значит выписывать книги, газеты, журналы, на что уходило около 10 руб. в год, но и этот мизер могли позволить себе не все. Сами педагоги характеризовали свое материальное положение словами: «безотрадное», «весьма жалкое», «бедное по содержанию, приниженное по положению в обществе». Даже те, кто признавал существовавшее положение удовлетворительным, добавляли, что « должность почетна, содержание для холостяка удовлетворительное, но будущее, кроме потери сил и здоровья, ничего не обещает». Поэтому не случайно, что в Псковской губернии среди народных учителей 35,7% мужчин и 90% женщин не имели семьи.

ПОСТЕПЕННО ВЫСТРАИВАЛАСЬ СИСТЕМА

Среди особенностей, затрудняющих работу земских учителей, выделяются: переполненность школ, недостаточный уровень заработной платы, дополнительные обязанности педагогов (народные чтения, дополнительные занятия, руководство школьными библиотеками и т.д.). Все перечисленное делало труд педагогов очень нелегким. И это достойно доброй памяти о них.

Не менее остро ставили педагоги вопросы повышения своего профессионального уровня. Работая в деревенской глуши, оторванные от своих коллег, учителя жаловались, что нечего читать, что необходимо организовать учительские библиотеки при школах или, в крайнем случае, при земских управах. Кроме того, педагоги настойчиво высказывались за устройство учительских курсов, съездов для обновления педагогических знаний и обмена мнениями по вопросам школы.

Таким образом, Псковское земство постепенно вырабатывало систему оплаты труда педагогов земских школ: от небольших поощрений до полного перехода материального обеспечения учителей в полномочия земства. Это обеспечение было не очень высоким, так как местное самоуправление было ограничено в средствах. Но, тем не менее, оно сумело выработать систему поощрения труда педагогов за успехи, за дополнительную работу, за стаж. Многие уездные земства сумели организовать пенсионные кассы для учителей.

КТО ЖЕ ОН, СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ?


Это молодая женщина 29 лет из крестьянского или мещанского сословия, со средним образованием, не имеющая семьи, работавшая 35 часов в неделю с детьми и неограниченное время - со взрослыми, обслуживающая школьную библиотеку, проживающая в крохотной комнате при школе, получающая в год 360 рублей (за 7-8 месяцев, всё остальное время педагоги ничего не получали). Часто деньги выдавали вперёд (как в Островском уезде), тратились, а далее приходилось жить в кредит. Земский учитель - это подвижник своего дела. Такие педагоги создали основу для будущего перехода к всеобщему образованию.

Сегодня, конечно ситуация иная: педагоги образованны, обеспечены учебниками и методической литературой, современными техническими средствами, работают в оборудованных кабинетах, сельских детей подвозят в школу, для учащихся организовано горячее питание. Есть федеральная программа «Земский учитель», призванная привлечь лучшие кадры в небольшие школы на селе. Но ряд факторов мы наследуем постоянно: это женское лицо учительства и проблемы его материального обеспечения. В последние годы сделан существенный шаг вперёд в повышении уровня жизни педагогов, радует то, что молодые учителя получают неплохие выплаты, но проблемы ещё есть. Нас, сегодняшних педагогов, и учителей начала ХХ века роднит любовь к своему делу и беззаветное служение ему. Это самая хорошая традиция в истории образования, доставшаяся нам в наследство.

Автор: Валентина КАРПОВА,
кандидат исторических наук.


Земская учительница с учениками. Фото: culture76.ru


Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиПсковский районВесь Псков