Родина Никиты Кожемяки – псковская деревня Кирово
Известный былинный персонаж, богатырь земли русской Никита Кожемяка, вполне возможно, является нашим земляком. Более того, он мог появиться на свет всего в шестидесяти километрах от Пскова – на территории нынешней Краснопрудской волости.Такое смелое предположение сделали ученицы Москвинской школы Виктория Нечаева и Виолетта Гусакова, представив результат своего исследования на областной конкурс детских творческих работ «Откуда есть пошла земля русская». Под руководством заведующей библиотекой Кировского сельского клуба Елены Тихомировой они изучили историю своей деревни, опросили местных жителей и пришли к совершенно неожиданным выводам. И пусть собранные ими факты пока не претендуют на историческую сенсацию, внимания они заслуживают.
Село, названное в честь любимого в народе советского политика и общественного деятеля Сергея Кирова, возникло в советские годы, но отнюдь не на пустом месте. Его прародительницей была деревня Кожемяки, стоявшая когда-то на этом месте. Много веков назад в Кожемяках жили люди, занимавшиеся выделкой шкур животных. По роду занятий в округе их стали называть кожемяками. Отсюда и пошло название деревни. Видимо, потому что технология требовала большого количества воды, поселились ремесленники рядом с тремя водоемами. Деревня находилась в низине, а соседние с ней населенные пункты – на холмах и возвышенностях. Весной и осенью, когда из-за распутицы было ни пройти, ни проехать, местные жители называли Кожемяки Грязными. Впрочем, на качестве ремесла местных жителей непогода никак не сказывалась.
В народе эти небольшие озерца называли мочилами (потому что в них мочили кожу) или кипунами. Летом вода в них всегда ледяная, зато в холодное время никогда не замерзает. Зимой вода всплывала, словно кипела. Говорили, что в них «черти воду крутят». Еще местные поговаривали, что дна у этих кипунов вовсе нет, если человек туда попадет, его сразу затянет под воду. Поэтому как бы жарко летом не было, в тех прудах никто не купался. Их использовали исключительно для хозяйственных нужд: чтобы кожу вымочить и белье прополоскать.
При чем же здесь, спросите вы, былинный богатырь, победивший Змея Горыныча? А при том, что следы его пребывания в деревне заметны повсюду. Он тоже был кожевенных дел мастером, и комплекцию имел под стать ремеслу. Ведь для работы с кожей требовалась мощь поистине богатырская, поэтому в деревне Кожемяки люди жили сильные, крупного телосложения. По легендам, Никита легко справлялся с нечистой силой. Запрягал в плуг черта и пропахивал борозды в две сажени – получались глубокие ямы и высокие холмы, отразившиеся позже в названиях местных населенных пунктов (например, Москвинские горки, Двухвершинка и т.д.). На этих горках растут ягоды земляники… И вообще – местность кругом очень живописная. Буйство природных красок, водопад – все это вдохновляло крестьян на создание новых легенд. И в быль о Никите Кожемяке свято верили все местные жители и передавали из уст в уста, поэтому она и дошла до наших дней.
Во время Великой Отечественной войны через деревню проходила известная печальной славой фашистская линия «Пантера». Где совершил свой подвиг другой богатырь по имени Никита – не литературный, а вполне реальный персонаж – уроженец Воронежской области. В 1944-м году у деревни Погостище под огнём противника Никита Никитченко заминировал опасное направление перед передним краем наших войск. Во время контратаки танков противника с двумя минами бросился под вражеский танк и подорвал его. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему в 1945-м году, посмертно. В память о былинном богатыре местным жителям остались глубокие борозды и холмы, а о другом – бюст в деревне Кирово.
Сейчас в деревне Кирово много мужчин с именем Никита и фамилией Никитины. По словам местных жителей, все они умны, сильны и хватку имеют богатырскую. И хоть ремеслом своих предков они давно не занимаются, да и Змеи Горынычи нынче обмельчали, выражение Никита из Кожемяк звучит здесь так же часто, как много веков назад.
Ульяна МИХАЙЛОВА.