Эти джунгли поглотят нас всех…
А недавно в Тверской области двое мальчишек решили вырезать себе из борщевика дудки. В результате один попал в реанимацию с диагнозом «критическая температура и ожоги гортани», а у другого началась аллергическая реакция, которая привела к сужению пищевода. Бедный ребёнок несколько недель практически не мог есть. По мнению врачей, даже попадание пыльцы растения на слизистую рта человека может привести к летальному исходу.
Бороться с сорняком решил житель деревни Кашино Торошинской волости Псковского района Алексей Скоробогатов. Не получив поддержки у властьимущих, он сражается с растением самостоятельно.
Чтобы воочию увидеть, что из себя представляют джунгли по-псковски, достаточно оказаться на дороге, соединяющей деревни Кашино, Ильинщино и Дубки. Мы в редакционной машине даже проехали мимо Алексея Скоробогатова, которого просто не было видно из-за огромных растений. Он ведёт нас по узкой дороге между ними к своему дому.
– В семидесятые годы начались посадки борщевика для силоса коровам, – рассказывает Алексей Алексеевич. – Гектара два засадили. Но на молокозаводе сказали, что из-за этого растения у молока появляется специфический запах, и им можно кормить только молодняк. Потом произошёл случай, из-за которого борщевик перестали сажать. Я и моя бригада собирали семена растения. За них тогда хорошо платили. Ну и обожглись двадцать семь человек, всю районную больницу завалили. Тогда решили сорняк просто запахать, но поздно, семена уже разлетелись по всей округе. За сорок лет, прошедших после первых посадок борщевика, этим растением заросла огромная территория не только в Псковской области.
В чём состоит опасность борщевика Сосновского (так правильно называется это растение), нам разъяснил руководитель филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Псковской области Юрий Бобахин:
– Растение богато эфирными маслами, которые ослабляют устойчивость кожи против ультрафиолетового излучения. Прикосновение к растению первое время не вызывает никаких ощущений. После контакта с солнечными лучами на коже может появиться ожог первой-третьей степеней. Кожу после контакта с растением нужно срочно промыть водой с мылом и исключить воздействие солнечных лучей в течение двух суток.
В 2004 году Алексей Скоробогатов решил бороться с сорняком. Он обращался за помощью в различные инстанции. В официальном ответе, который ему прислали семь лет назад, говорилось, что в соответствии с законодательством «борьбу с сорняками, в том числе с борщевиком, должны проводить землепользователи, землевладельцы и арендаторы участков. Невыполнение мероприятий по уничтожению сорной растительности влечёт наложение административного наказания (штрафа) в соответствии с Административным кодексом РФ». Из этого выходит, что и жители населенных пунктов на своих земельных участках обязаны проводить борьбу с сорняками. То же говорит и глава Торошинской волости Евгений Гомонов: «По закону каждый землевладелец обязан содержать землю в порядке. Это касается собственников. Власть должна содержать поселковые земли, где проживает население, например, дороги». Алексей Скоробогатов удивлённо разводит руками: «А кто ж с борщевиком бороться будет? Кругом одни восьмидесятилетние старики. Как они будут косить огромные растения?». Тем не менее, сам Алексей Алексеевич, который почти их ровесник, рук не опускает:
– Девять гектаров борщевика выкашиваем каждый год. Надо землю пахать – не растёт борщевик там, где пашут, и опрыскивать средством «Раундап». Только оно очень дорогое. Глава волости в прошлом году две тысячи рублей за покос мне заплатил. А я только на солярку для трактора тысяч пять потратил. Но положение у нас безвыходное, не будем этим заниматься – совсем зарастем, поэтому продолжаем косить сорняк пока хватит сил.
Но, по словам нашего эксперта Юрия Бобахина, справиться в одиночку с борщевиком у Алексея Алексеевича не получится:
– Есть агротехнические (скашивание и перепашка) и химические (применение химических средств – гербицидов) методы борьбы с борщевиком. Лучше применять и те, и другие. Проблема в том, что одному её вокруг своего участка не решить. Можно лишь ослабить наступление на свою землю, если постоянно скашивать сорняк. Но он всё равно останется в почве и будет расти. Без комплексного подхода не обойтись. Для этого нужно подключать и МЧС, и органы власти. Можно сказать, что мы приближаемся к экологической катастрофе с борщевиком.
Эта проблема очень актуальна для всего Северо-запада России. Борщевик Сосновского заполонил Новгородскую, Ленинградскую, Вологодскую, Калининградскую области и Прибалтику. Если удастся уничтожить его в нашей области, то семена будут вновь занесены сюда ветром или животными из других регионов. К тому же у борщевика нет естественных врагов, насекомых и животных, которые бы уничтожали опасное растение. Поэтому бороться с ним нужно на федеральном уровне.
– В Вологде и Новгороде уже разработана система мероприятий по борьбе с борщевиком, – говорит начальник отдела защиты растений филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Псковской области Геннадий Степанов. – Принято решение по уничтожению этого растения, выделяются деньги из бюджета. На каждого землепользователя возложена задача по борьбе с сорняком, в бюджете есть специальная статья на благоустройство, по которой и выделяются деньги на уничтожение борщевика.
По подсчётам псковских специалистов, химические затраты на уничтожение одного гектара борщевика составляют двенадцать тысяч рублей. И каждый год он требует всё более серьезных затрат, поскольку площадь его распространения постоянно увеличивается. Но и в нашей области, в Псковском районе, есть примеры успешной борьбы с сорняком. В прошлом году Детская деревня-SOS на своей территории скосила борщевик, обработала почву и теперь там нет ни одного сорняка. А были целые плантации.
– Нужна региональная программа, чтобы выделялись на это специальные средства, и каждый землепользователь имел возможность бороться с борщевиком, – говорит Геннадий Степанов. – По закону владельцы и арендаторы земельных участков должны уничтожать сорные растения, но борщевик, как ни странно, ещё не занесён в этот список. Местная власть может принять соответствующий документ, чтобы закон распространялся и на борщевик. Тогда и волости, и сельские поселения, и сами жители будут обязаны бороться с ним.
– Безусловно, нужна специальная госпрограмма, – согласен и глава Торошинской волости Евгений Гомонов. – Мы помогаем Скоробогатову. Выделили деньги и в прошлом году, и в нынешнем. Но на масштабную борьбу у нас нет ни средств, ни законных оснований.
Павел ДМИТРИЕВ.