Камень, который искали тридцать лет
На верху камня – на его плоской части стояли два глинных кувшина грубой работы без рисунков и орнамента, наполненные до краев водой и глиняное блюдечко с молоком. Вокруг блюдечка лежали шесть яблок. На розыгрыш это не походило, так как здешнее место, мягко говоря, не многолюдное. Тем более, с земли ни кувшины, ни яблоки не видны. Неужели в наши дни еще есть язычники?
Тут, кто-то вспомнил о Юрии Трусмане, организовавшем до войны этнографическую экспедицию в Печорский район в 1937-1938 годах. В том числе, его интересовали и культовые камни. Члены той экспедиции стали свидетелями языческих обычаев. В том числе, поклонению камням. Представители сето приходили к ним с узелками – приносили масло, творог, сыр. На самих камнях зажигали свечи. После обряда продукты питания раздавали нищим. В другом случае на камень клали грибы и ягоды. Что интересно, среди фотографий, сделанных членами экспедиции, есть фото тех самых обрядов. Тогда же люди Трусмана в некоторых домах сето видели в укромных уголках потаенные домашние святыни – деревянные статуи идолов.
В окрестностях «Добряка» на хуторах до войны тоже жили выходцы из Эстонии. Возможно, это были сето, которых ошибочно причисляли к эстонцам. Тогда их потомки и до сих пор вполне могут поклоняться этому камню? Не исключено, что это банальное колдовство. Бесспорно одно – «Добряк» находится в стороне от деревень, и ради забавы – поставить на него воду, молоко и положить яблоки никто сюда не поедет.
Мы решили повторить опыт, проведенный исследователями в 80-х годах прошлого века на культовом камне в районе деревни Должицы Плюсского района. И положили на «Добряк» две коробочки с фотопленкой, чтобы спустя несколько дней забрать ее, и проявить в лаборатории. Тогда на фотопленке после проявления была выявлена точечная засветка. Это наглядно подтвердило предположение, что от камня исходит некая энергетика.
– Есть предположения, что некоторые камни создают нечто вроде энергетического столба, -пояснил старший научный сотрудник Псковского государственного музея-заповедника Анатолий Александров. Оказавшись в его зоне действия, птицы погибают на лету. Мне рассказывали о таком камне в Опочецком районе, возле которого по периметру лежали мертвые птицы. Если над зоной энергетического столба пролетит самолет, у него могут возникнуть определенные проблемы, вплоть до выхода из строя оборудования. Не спроста в Псковской области существовал народный запрет, а в глухих деревнях он до сих пор соблюдается стариками, никогда в поле не садиться на камень. Лучше сесть поблизости на землю. Дело в том, что любой камень может оказаться культовым. И какая у него энергетика – неизвестно. Известны случаи, когда людей снимали с камней мертвыми… До сих в деревнях придерживаются поверья – не использовать при закладке фундамента или возведении построек необычные камни, ведь они могут оказаться культовыми. Изучив тщательнейшим образом территорию, прилегающую к камню, члены экспедиции сошлись во мнении, что перед нами эталон культового камня. Сакральное место выделяется из окружающего ландшафта. Оно расположено на поляне, выходящей к обрывающемуся берегу шумной лесной реки. Камень доминирует над местностью. Его окружают по периметру относительно небольшие четыре камня. (Не исключено, что их раньше было больше.) Подобная конструкция должна усилить его энергетику. Кстати, сила камня в древности увязывалась с размерами камня. Если исходить из этого, то «Добряк» – обладает просто колоссальной силой. От «Добряка» открывается великолепный обзор на реку с рыжей водой и, образованный ею полуостров. Если спуститься с обрывистого берега к воде, то окажешься у родника, бьющего буквально из под культового камня.
Нас заинтересовало, насколько глубоко камень уходит в землю? Увы, чтобы ответить на этот вопрос требуется специальное оборудование, которым на тот момент мы не располагали. Покрыт мраком таинственности и ответ на другой вопрос, какие объекты в стародавние времена могли быть увязаны с «Добряком». Псковские археологи утверждают, что археологически культовые камни часто привязывались к древним волокам, располагались поблизости от средневековых городищ и селищ, соседствовали с могильниками – курганами, жальниками, сопками. Можно предположить, что здешние места вполне могли быть обжитыми в… V – X веках предками современных латышей и литовцев. Скорее всего, во времена княгини Ольги в наших краях еще можно было услышать балтийскую речь. Не исключено, что их обряды могли перенять в своей интерпретации наши предки. Княгиня Ольга вполне могла их видеть.
– От «Добряка» исходит тепло. Я чувствую это… Он такой ласковый, добрый, пушистый. Хочется его погладить. Камень очень большой, но он не давит размерами. Он излучает, какую-то положительную энергетику. Такие же ощущения я испытывала в детстве, когда приезжала отдыхать к бабушке в деревню. Когда забиралась ей на колени. Наверное, это можно сравнить с блаженством. Я почувствовала здесь себя добрее. Улучшилось настроение. Мне захотелось сюда вернуться, – поделилась ощущениями глава сельского поселения «Середкинская волость» Раиса Шумкина.